
Уроки безОПАСНОсти
Теги:

Автор Светлана Михайлова.
На уроках ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности, которые давно входят в школьную программу, одна из задач — сформировать у детей навыки безопасного поведения в разных ситуациях и научить действовать в критических случаях. Как же педагоги рассказывают детям о безопасности?
В одном все преподаватели ОБЖ сходятся: учить этот предмет по учебнику неэффективно. Самый действенный способ – практические занятия, причём в условиях, максимально приближенных к реальным. Например, ранней весной – самое время провести урок по спасению провалившихся под лед. На уроке наглядно это сделать не получится.
Педагог ОБЖ школы №1391 Владислав Федоров уверен, что лучше провести выездной урок на водоеме под руководством профессионалов, конечно.
«У нас налажены шефские связи с пожарно-спасательным отрядом №35, – рассказывает он. – Шефы предложили провести тренировку по спасению утопающих из проруби. Озеро, где прошло занятие, находится недалеко от школы. Спасатель, одетый в специальный костюм, нырял в прорубь, изображая тонущего, а дети, которым предварительно провели инструктаж, учили бросать конец Александрова и использовать спасательный круг, вытаскивали его на берег».
Такие выездные уроки ОБЖ в школе №1391 проходят регулярно, недавно ребята побывали у старших товарищей в пожарно-спасательном отряде, где им показывали, как при помощи специальных канатов эвакуировать пострадавших из огня.
Перед каникулами во всех классах Владислав Федоров проводит инструктаж, как вести себя в дни отдыха, напоминает правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, показывает видеоролики, демонстрирует технику оказания первой помощи.
«Важно донести информацию, которую ребенок в состоянии запомнить и применить в чрезвычайной ситуации, – считает учитель. – Например, номера телефонов и порядок вызова экстренных служб. Большое внимание уделяется профилактике ЧП: как себя вести, чтобы не попасть в чрезвычайную ситуацию, не оказаться вовлеченным в криминальную среду. Легче предотвратить, чем потом искать выходы из опасных положений».

Хорошим помощником учителя становятся инфоуроки – видеоблоки на разные темы. Учитель ОБЖ, офицер-воспитатель кадетского класса школы №2117 Юрий Швачко занятия посвящает предстоящим летним каникулам. Чтобы прогулки в лесу не обернулись бедой, он учит, какие средства применять против энцефалитных клещей, как спасаться от укусов змей и пчел, как разводить огонь в лесу, чтобы не было пожара.
«Все это важно не просто объяснить, а показать, – говорит Юрий Швачко. – Тут хорошо срабатывают инфоуроки, где специалисты демонстрируют, как поступать в разных ситуациях. Например, когда участились случаи взрывов газа в домах, я провел инфоурок, где профессионалы обучали, что делать человеку под завалом».
Такую ситуацию смоделировать сложно, а вот провести занятие в торговом центре, чтобы на практике изучить, как выглядят и где расположены запасные выходы, – вполне. Замдиректора по безопасности школы №2065 Константин Урсегов после трагедии в «Зимней вишне» предложил проводить практические занятия для школьников в торговом центре недалеко от школы, где дети часто бывают. Руководство ТЦ пошло на встречу: организовало экскурсию по торговым залам и помогло провести игру по безопасности. Мероприятие получилось массовым: было порядка 80 учеников 7-8 классов. Во время экскурсии сотрудники магазина показали эвакуационные пути на каждом этаже. Разделившись на группы, школьники на скорость искали выход из ТЦ в условиях чрезвычайной ситуации: по легенде, в здании загорелась электропроводка. Нужно было найти кратчайший путь эвакуации и им воспользоваться. С заданием все успешно справились.
«Оказывается, большинство детей даже не знали, насколько чётко проработана в общественных местах система безопасности, – рассказывает Константин Урсегов. – Они прежде не обращали внимания на зеленые таблички, которыми обозначены пути эвакуации. Теперь стали задумываться, что такие простые вещи – знать, куда бежать в непредвиденных случаях – могут спасти жизнь тебе и тем, кто рядом. Дети по-новому стали смотреть на привычные вещи, больше замечать и анализировать, а еще – уяснили пользу таких занятий и выразили готовность чаще в них участвовать».

Ученики школы №1354 «Вектор» впервые всерьез задумались о проблемах безопасности, когда начали работать над фильмом про систему школьной безопасности. Ученики, инженеры и сотрудники киностудии «Альфа и Омега» школы №1354 «Вектор» решили снять многосерийный документальный блокбастер на эту тему. Идея возникла на уроке ОБЖ, когда учитель рассказывал об автоматической пожарной сигнализации, которая в школе работает без сбоев. Именно ей и посвятили первую серию школьного киноэпоса. На премьеру пригласили 160 педагогов из других школ, чтобы они переняли опыт отладки системы. В следующих фильмах школьники рассмотрят проблемы антитеррористической и санитарной безопасности. То, что прошло через их руки, пусть даже в виде картинок, а не реальных ситуаций, – дети не забудут: эти знания стали их опытом.
Впрочем, профессиональный опыт школьникам тоже необходим. Замдиректора школы №2120 Ханафи Гулиев убежден, что когда на уроки ОБЖ к школьникам приходят профессионалы в области обеспечения безопасности: пожарные, сотрудники МЧС, медики из медицины катастроф, – дети внимательнее слушают все, что им говорят, лучше запоминают и к таким людям у них больше доверия. «Хорошо бы такие встречи организовывать регулярно, школьники понимают, что перед ними человек, который смотрел смерти в глаза, и может научить, как остаться в живых в чрезвычайных условиях. Такие занятия станут для ребят бесценными».

Такая форма работы эффективна со старшеклассниками. Для детей помладше преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности школы №1368 Александр Козачек предлагает проводить интерактив, подходящий по возрасту: игру по станциям. Игрокам предлагается выполнить задания на знания правил дорожного движения, поведения в чрезвычайных ситуациях. Есть и практические задачи: надеть и снять противогаз, разобрать и собрать автомат. «Эти занятия идут ребятам на пользу, – говорит учитель. – Я вижу, как они переходят дорогу, как ведут себя в общественных местах. Если замечаю ошибки, мы их разбираем и корректируем на уроках. В постоянном взаимодействии можно привить детям навыки безопасности жизнедеятельности».