
Теги:
Школа во время ВОВ
«Помните, вы граждане страны, которая переживает час великих испытаний. Трудитесь для фронта, учитесь для фронта, отказывайтесь от лишнего для фронта. Победим врага, все придет сторицей. Живите дружно с учителями. Они – ваши, они для вас». Так еще вчерашний ученик Леня Супрунов обращался к школьникам в своем письме с передовой. За окнами шла война, грохотали танки, звенели пули, но учеба продолжалась. В преддверии великого праздника Победы ГУиР публикует заметку о том, как складывалась жизнь обычных школ в то тяжелое для всех время.

Учащиеся красноярской школы № 10, 1941 г.
(с) книга «Красноярск – Берлин. 1941–1945 гг.»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку
каждый четверг
Учеба продолжается
Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.

Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.
«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»
Рукописная книга «Дети войны» – из воспоминаний учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А.
Учебные дисциплины через призму войны
Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.
Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».
Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.

Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.

(с) Пионерский лагерь «Красмаша» в годы войны. Источник: книга «Красноярск – Берлин. 1941–1945 гг.»
Трудовые и опасные будни школьников
Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.
Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.
(с) Источник: материалы фотовыставки «Подвиги советских школьников в годы Великой Отечественной войны», Ленинград, 1967 г.
Бродя по разбитым улицам, ребята собирали оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передавали все это партизанам. Многие вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. В зданиях школ часто создавали медицинские пункты и госпитали, в которых ребята ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, как могли поддерживали их: пели песни, читали книги, танцевали, по просьбе раненых писали письма родным.
«Полуголодные, они пели и плясали, чтобы хоть чем-то помочь раненым». Томина Н. Давным-давно была война. Рассвет № 50–51, 2008. Из воспоминаний А. А. Борисенко (учителя начальных классов)
(с) Источник: материалы фотовыставки «Подвиги советских школьников в годы Великой Отечественной войны», Ленинград, 1967 г.
Алена Внукова