«Отцы и дети» в наши дни

За последние несколько десятков лет мир стремительно изменился. Сегодняшний уклад любого жителя мегаполиса сложно назвать спокойным. Новые технологии и скорость их внедрения во многом определяют множество факторов современного бытия, в том числе накладывая свой отпечаток на взаимоотношениях между подростками и взрослыми. Как показывает практика, сложности возникают не только при общении с родителями, но и в школьной жизни, где подростки вынуждены взаимодействовать с педагогами, которые, казалось бы, в силу своей профессии должны обладать специальными навыками, помогающими им сглаживать возникающие проблемные моменты. Наверное, данное противоречие можно в какой-то мере объяснить пресловутым конфликтом отцов и детей.

На мой взгляд, несмотря на то что в нашей стране очень много действительно талантливых педагогов, большинство из них склонно рассматривать учащегося лишь в качестве объекта воздействия. Такой подход приводит к тому, что именно учитель определяет цели и задачи обучения, а также объем и содержание того или иного учебного курса. Стоит ли удивляться, что учащиеся зачастую отвечает на необходимость подчинения воли учителя сопротивлением, проявляющимся на подсознательном уровне? С одной стороны, это может показаться нормальным, но, как правило, именно молодежь быстрее реагирует на происходящие в обществе изменения, с легкостью улавливая основные тренды и осваивая новые технологии.

Возможно, что корень противоречий заключается в диссонансе мировоззрений представителей разных поколений. При осознании существующей разницы молодежью в их глазах снижается авторитет педагога и ставится под сомнение его ценность в качестве эксперта. Преподаватель же зачастую воспринимает это как неуважение и способен оправдать происходящее лишь только проявлением юношеского максимализма.

Но почему сегодняшняя молодежь так сильно отличается от молодых людей, которые были еще 10 лет назад?

Отчасти это последствия изменившейся социокультурной среды, в которой они воспитываются.

Современные подростки гораздо более информированы, что раздвигает границы их кругозора. Во многом это связано с развитием интернета, который сформировал глобальное информационное пространство.

С помощью интернета можно найти практически любую информацию, при этом во всем этом массиве очень много фрагментарных данных. И здесь скрывается опасность, связанная с иллюзией полноценности получаемых знаний. К сожалению, такой формат получения информации не может в полной степени заменить чтение книг. Отсюда и преобладание «клипового» мышления, которое, как правило, является несколько поверхностным.

Другая серьезная проблема также связана с интернетом и развитием мобильных технологий, когда подростки живут в сети, фактически лишая взрослых возможности до них достучаться. Конечно, насильственное ограничение доступа к гаджетам не будет эффективным решением указанной проблемы и уж точно не принесет желаемых результатов. Перед педагогами стоят более сложные вызовы, поскольку от них требуется добиться естественного интереса у учащихся к получению более глубоких знаний, но это должен быть их осмысленный выбор.

Психологи советуют находить индивидуальный подход к ребенку, предлагая им те задания, которые соответствуют им интересам.

Не менее важно, чтобы полученные знания можно было применить на практике, в том числе чтобы подросток мог почувствовать связь между затраченными на освоение учебной дисциплины усилиями и получением конкурентных преимуществ перед сверстниками, которые они могут использовать в будущем для построения успешной карьеры.

В этом плане большая доля ответственности лежит именно на родителях, которые как никто другой знают особенности и склонности своего ребенка и в соответствии с ними могут подобрать подходящее ему учебное заведение и талантливых педагогов, которые помогут ему раскрыть свой потенциал.

При этом и соответствовать званию педагога сегодня стало намного сложнее, чем раньше. Сейчас уже мало обладать энциклопедическими знаниями и многолетним опытом в преподавании.

Конечно, учитель всегда должен быть одновременно и психологом, когда от него требуется найти индивидуальный подход к ученику. Но и этого мало. Главный секрет успешного педагога заключается в том, что он не должен себя противопоставлять ученикам, хотя бы чтобы соответствовать миссии своей профессии. Кроме того, от него требуется постоянно повышать свой уровень и знания. В этом смысле он находится в сходной позиции со своими учениками, сталкиваясь с необходимостью регулярно осваивать и совершенствовать свои навыки даже несмотря на имеющийся у них за плечами богатый опыт профессиональной деятельности. Сегодня непрерывное образование (long life learning) естественным образом успело превратиться из абстрактной теоретической концепции в реальность, к которой все мы вынуждены адаптироваться.

Подростки склонны прислушиваться к сверстникам, чье мнение представляет для них особую ценность. В переходном возрасте наступает момент, когда родители по степени важности для ребенка просто уходят на второй план. В этот момент у молодых людей, как правило, появляется много различных соблазнов. Они ощущают себя достаточно взрослыми для того, чтобы принимать решения самостоятельно. На самом деле это вполне естественно, более того, по мнению психологов, это является одной из важнейших задач этого непростого периода в жизни человека, переживающего трансформацию из детского состояния во взрослое. С другой стороны, в этот период многие подростки начинают вести себя асоциально, среди представителей указанной возрастной группы наблюдается всплеск жестокости, когда дети пытаются самоутверждаться за счет более слабых товарищей.

В этот момент родителям особенно важно проявить мудрость и, оперевшись на свой жизненный опыт, попытаться по возможности наладить доверительные отношения с подростком. Необходимо помнить, что шкала ценностей подростка еще находится на стадии формирования, и у взрослых еще есть шанс направить данный процесс в правильное русло. Одна из ключевых задач взрослых заключается в том, чтобы подросток получал от них необходимую дозу внимания и чувствовал, что интересен им как личность. Для этого родителям важно проявить чуткость и вооружиться терпением, выстраивая эффективные взаимоотношения с подростком. Ни в коем случае нельзя игнорировать существующие проблемы и при этом не стоит бояться обращаться за консультацией к специалистам в случае, если нет возможности справиться с ними своими силами.

Снимок экрана 2018-09-04 в 15.11.11

 

Вениамин Липский

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить