
Образование с погружением в новую реальность
Теги:
VR-технологии для обучения, как детского, так и корпоративного, сегодня выбирают сотни крупнейших компаний, учреждений, ассоциаций, ВУЗов и школ по всему миру. Так, по данным прошлого, 2018 года, технологии виртуальной и дополненной реальности в процесс детского и подросткового обучения внедрили порядка 20% от всех образовательных учреждений США.
Растут и инвестиции в сферу технологий дополненной и виртуальной реальности. Такие показатели говорят о невероятных темпах развития технологии и о её растущей востребованности на рынке образовательных услуг.
Точечно интересуются технологиями виртуальной реальности сегодня и в России: в отдельных источниках сообщают о внедрении VR в 15 красноярских школах, пишут о запуске десятков отдельных пилотных проектов в Москве, Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге.

Чем же традиционная система образования с учебниками и тестированием уступает новым технологиям и сможет ли виртуальная реальность заменить учителей, рассказывает президент компании-разработчика проектов в виртуальной реальности Modum Lab, Дмитрий Кириллов.
VR – вовлекающий и интересный инструмент, который позволяет полностью «оторвать» человека от мира реального и перенести его в виртуальную среду. Уровень вовлеченности при использовании VR/AR не сравним с любой другой технологией, доступной сегодня человечеству и это открывает совершенно новые возможности сфере образования: в виртуальной среде у обучаемого нет возможности проверить электронную почту, отвлечься на смартфон или просто не слушать преподавателя.
Ещё одно преимущество виртуальной реальности – возможность на практике закрепить материал без отрыва от процесса получения теоретических знаний.
При этом начинающий специалист с первого дня обучения может взяться в VR даже за самые сложные и опасные процессы, такие, как ликвидация чрезвычайных ситуаций, работа с высокотехнологичным и дорогостоящим оборудованием или выступление перед многотысячной аудиторией. Процесс обучения и практики совмещён, он будет в точности соответствовать действиям, которые обучаемый проделал бы в реальной жизни. При этом полностью исключаются риски для жизни и здоровья обучаемого и окружающих, поломки оборудования из-за неопытности сотрудника или возникновение чрезвычайных ситуаций в реальной жизни. Разве было бы правильным допустить студента, прослушавшему двухчасовую лекцию, к работе с взрывоопасным оборудованием или посадить неопытного пилота за штурвал пассажирского самолёта? VR такую возможность даёт и позволяет сколько угодно раз проделывать работу над ошибками, совершенствуясь непосредственно в процессе выполнения практических работ. При этом полученные впечатления от практического выполнения задач помогают человеку лучше и быстрее усваивать новую информацию. Ещё Конфуций говорил: «скажи мне — и я сразу же забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

В корпоративном обучении виртуальная реальность используется для:
- Введения новых сотрудников в должность
- Обучения сотрудников компаний работе со сложным, дорогостоящим и опасным оборудованием
- Проверки компетенций сотрудников
- Обучения сотрудников общению с клиентами
- Для отработки нештатных ситуаций на потенциально опасных объектах
Сегодня компании научились использовать виртуальную реальность, как прикладной инструмент для достижения новых показателей, увеличения производственных мощностей, корпоративного образования, а также для экономии средств и времени на обучение сотрудников, введения их в должность.
Преимущества VR еще и в том, что технологию можно масштабировать: интерактивную тренировку может сколько угодно раз пройти неограниченное число сотрудников компании.
При действия каждого начинающего специалиста отслеживаются и анализируются, выводятся подсказки и дополнения. Технология позволяет запускать новые сценарии и обучать разный персонал в конкретных ситуациях. Для инженерно-сервисной компании ООО «Автоматика-сервис» московского нефтеперерабатывающего завода, на базе видео 360, Modum Lab, например, создали виртуальную экскурсию по сложной системе АСУ ТП, продемонстрировав скрытые технологических процессов. У обучаемого при этом создаются прямые ассоциативные связи между теорией и практикой, а значит, – материал хорошо усваивается.

Интересно, что виртуальная реальность позволяет воздействовать на человеческие чувства: это свойство VR научились использовать компании, сотрудники которых напрямую контактируют с клиентами. Симуляция Modum Lab «Пожилой человек», направленная на развитие эмпатии, уже второй год используется в Корпоративном университете Сбербанка. Виртуальная реальность позволяет «переместить» работников банковских отделений на место их клиента, в данном случае – пожилого человека.
Мы даже провели собственное исследование, чтобы выяснить воздействие VR на человека, по сравнению с форматом обычного видео. В ходе эксперимента выяснилось, что у прошедших курс в VR, возникало чувство слияния с ролью пожилого человека, а у посмотревших обычное видео – нет. Вывод исследования: симуляция в виртуальной реальности позволяет вызвать больший эмпатический отклик, чем просмотр на экранах монитора.
Кончено, внедряют технологии виртуальной реальности сегодня, в основном, крупные компании и лидеры рынка, которые готовы закладывать бюджет на внедрение и тестирование разработок.

При этом технологией сегодня интересуется и средний бизнес, который видит реальные результаты от внедрения VR в различные процессы
Для обучения персонала технологии виртуальной реальности сегодня активно используют такие технологичные компании, как Корпоративный Институт Сбербанка, Газпром нефть, BIOCAD, Danone, РЖД и многие другие. Например, у компании Газпром нефть функционирует Центр Цифровых Инноваций, который занимается тестированием и внедрением технологичных решений, в том числе, с применением VR.
В школьном и университетском образовании технологии виртуальной реальности сегодня активно используется в случаях, когда пространство класса не позволяет провести опасные опыты или познакомить учеников со сложными процессами.
В новой реальности студенты и школьники также получают возможность развивать навыки выступлений на публике, а также самопрезентации.
Кроме того, VR очень интересен для детей и подростков, которые обожают технологии и гаджеты, технология соответствует духу времени. Исследователи из Национального университета Тайвани им. Сунь Ятсена провели интересное исследование и выяснили, что VR сегодня — самый актуальный инструмент для работы с поколением миллениалов. Именно этот формат получения знаний увлекает молодых людей сильнее, чем чтение профессиональной литературы или учебников.
По статистике, уровень запоминания новой информации при прохождении лекционного обучения составляет 5%, при самостоятельном чтении — 10%. При этом после прохождения одного курса в VR– уровень запоминания новой информации может достигать 75%.
Конечно, такие результаты сегодня интересуют и российские крупные образовательные организации, школы, ВУЗы. Например, для МЦКО (Московский Центр качества образования) Modum Lab сейчас готовит проект виртуальных уроков по химии для школьников, а с ДВФУ мы активно работаем над детским проектом по физике в виртуальной реальности. VR-тренажёр «Публичные выступления», позволяющий побороть страх перед аудиторий, а также грамотно поставить речь, сейчас использует Высшая школа экономики и один из лучших петербургских лицеев.
Современные специалисты по корпоративному обучению, а также образовательные организации сегодня понимают, что для работы с новым поколением они вынуждены принимать новые методы обучения, способствующие лучшему усвоению знаний. При этом VR сегодня – это эффективный инструмент, который способен дополнить систему образования, усовершенствовать её, но он, конечно, ни в коем случае не вытеснит стандартные методы обучения. Тем не менее, в ближайшее время мы увидим большой прогресс в развитии этой технологии и возможностях её применения.