
Чему и за сколько учат московские репетиторы
Коронавирус изменил рынок репетиторства в России. Спрос на занятия онлайн резко возрос. «Дистанционку» осваивают даже те, кто интереса к цифровым технологиям прежде не проявлял. Но на фоне наплыва клиентов на рынке идет демпинг: появились новички, потерявшие работу в другой сфере и решившие кормиться за счет частных уроков. Многие из них — просто мошенники. Однако выводы по ситуации делать преждевременно. А вот каким рынок репетиторства был в Москве еще недавно, выяснил исследователь ВШЭ Петр Макеев.
Сейчас ситуация на рынке нестабильна. Из-за эпидемии коронавируса преподавание ушло в онлайн. Спрос на «дистанционку» существенно возрос, и даже пожилые педагоги стараются освоить цифровые технологии, чтобы не растерять клиентов. На фоне этого бума на рынок хлынули мошенники. Люди, потерявшие работу, выдают себя за педагогов и обещают за два месяца подготовить к ЕГЭ. Причем по ценам существенно ниже рыночных.
Еще один новый тренд в репетиторстве: стала популярна помощь школьникам с выполнением цифровых домашних заданий. Хотя многие родители работают из дома, свободного времени у них не прибавилось, а детям нужна помощь в освоении новых форматов. Дело не только в том, что нередко частные уроки ведут сами школьные учителя. Просто учебные материалы часто включают лишь минимум — и надо добирать знания. Или ситуация обратная: материал слишком большой, сложный (а темп усвоения у каждого ученика свой) — и приходится его разжевывать с репетитором. Причем такие ситуации возникают даже в средней школе, а иногда и в начальной.

В исследовании Петра Макеева рассмотрены шесть наиболее популярных онлайн-сервисов подбора репетиторов (Ассоциация репетиторов, Ваш репетитор, Профи, Виртуальная академия, Репетит-центр, Репетитор.ру), из баз которых исследователь отобрал 180 тысяч анкет репетиторов в Москве и Московской области. Среди предметов исследователь выбрал русский язык, математику и английский язык: их преподают на каждом из сайтов чаще всего, ЕГЭ по первым двум предметам сдают обязательно.
Сайты диверсифицированы по стоимости услуг: есть с дорогим сервисом («Ваш репетитор» и «Профи»), есть — с более демократичным («Ассоциация репетиторов»). Разнице в цене существенная.

Самые дорогие репетиторы — на крупных, наиболее «людных» сайтах. «Для потребителя это, вероятно, является косвенным доказательством качества предоставляемых услуг, — комментирует исследователь ВШЭ Петр Макеев. — Кроме того, эти сайты прямо заявляют о сложной системе проверки репетиторов, содержат отзывы бывших учеников и их родителей, выставляют рейтинги репетиторам». За качество преподавания и берется соответствующий процент.
Цены на репетиторство не особенно различаются по предметам. На некоторых сайтах самый доступный — русский язык, на некоторых — математика. Где-то цена вообще не различалась. По подсчетам Макеева, средняя цена часового занятия по русскому языку, математике или английскому языку — 900–1000 рублей.
Статус и стаж репетиторов существенно влияют на цену. Меньше всего берут студенты: средняя цена на их услуги — менее 700 рублей в час. Обычно они подтягивают учеников средней школы. Это не самая дорогая услуга — в отличие от подготовки к ЕГЭ. Самые затратные репетиторы — преподаватели вузов и носители иностранного языка: 1100 рублей за час и выше. У преподавателей высокий статус и самый большой опыт среди всех категорий. В среднем они занимаются репетиторством 18 лет. А носители языка много берут просто потому, что они носители языка, хотя по стажу часто уступают школьным учителям и частным преподавателям. В середине по доходам — аспиранты, школьные учителя и частные преподаватели. Русский и английский язык преподают женщины (80–95%). В математике — равноправие: женщин и мужчин примерно поровну.

Кого на рынке больше: школьных учителей или частных преподавателей? На этот вопрос ответить сложно, отмечает Макеев. Далеко не все репетиторы обращаются на сайты для поиска учеников. Многие обходятся системой личных рекомендаций, их передают «из рук в руки». «Если же судить о той группе, которая представлена на сайтах, то по всем предметам доминируют частные преподаватели, которые не работают в школах или вузах, то есть не связаны с формальной системой образования», — поясняет исследователь. Эта группа в зависимости от предмета составляет от 45% до 72% всех репетиторов, рекламирующих свои услуги онлайн. Школьные учителя и преподаватели вузов меньше нуждаются в помощи сайтов, вероятно, потому, что находят учеников прямо на работе, считает исследователь.
30% всех предложений рынка — от студентов. Они подрабатывают, преподавая математику, информатику, биологию и химию. Школьные преподаватели лидируют (до 25%) в предметах, связанных с подготовкой к школе и обучением в «началке». Их доля велика и в обучении математике. В целом школьные педагоги составляют до четверти пула репетиторов, представленных на сайтах.
На цену услуг влияет и преподавание нескольких предметов сразу. Многостаночники берут больше. Казалось бы, целый перечень предметов «в арсенале» позволяет снизить риски быть невостребованными, и репетиторы должны активно практиковать это. Но нет. «Универсальных солдат» не так много. Анализ трех сайтов («Ваш репетитор», «Репетит-центр», «Виртуальная академия») показывает, что большинство педагогов преподают один предмет. Значительно меньше тех, кто берется вести два предмета. Совсем немного тех, кто преподает три-четыре дисциплины. Репетиторы широкого диапазона — это своего рода элита, которая позволяет себе завысить цену. Впрочем, на сайте «Виртуальной академии» такой связи не просматривается.
Материал предоставлен пресс-службой НИУ ВШЭ